Глава 1. Учитель стал фронтовиком
Сложны судьбы учителей-участников Великой Отечественной войны. Они прошли трудный путь к Великой победе над фашистскими захватчиками, сделали профессию учителя не просто своим призванием, но и воспитали в духе любви подрастающее поколение. Исследовать их жизнь и подвиг необходимо, потому что они история, прикоснувшись к которой, можно почувствовать, что интерес к этой области жизни никогда не пропадет. Именно на таких, как они, держится и будет держаться Россия.
У нас больше принято говорить о героях. А разве не подвиг- жизнь простого русского человека, который прошел через смертоносную войну, а потом изо дня в день трудился. Трудился добросовестно, на износ, не за награду, не за большие деньги. А просто в силу своей порядочности и любви к своей стране, в которой он родился. Таким людям не ставят бюсты на родине, не открывают мемориальные доски на домах, где они жили и живут, не называют улиц их именами, потому что таких людей миллионы.
Неужели это они, знающие историю не по книгам и газетным статьям, а сами активно творившие ее? Кто такой герой? Чем он отличается от нас, простых и заурядных? Что чувствует и о чем думает человек, совершающий подвиг? Что толкает его на этот путь? В изучении и исследовании жизненного пути учителей-участников войны я нашла ответы на эти вопросы. Их биография оставила огромный отпечаток в моей жизни. Работа интересна еще и тем, что материал представлен со слов самих очевидцев событий, их родственников, архива МБУК ЦБС Яшкинского муниципального округа имени А.П.Саулова.
Артамонова Татьяна Артамоновна
Из воспоминаний дочери Надежды Михайловны: «Рано утром меня разбудил ароматный запах хлеба. Вставать не хотелось. Приятное тепло, ощущение уюта и тихой радости держали в постели. По стене пробежал солнечный запах, весело запрыгнул на потолок, словно стал дразнить меня: хватит спать, лежебока! Захотелось поймать шалуна. Любимый голос бабушки позвал кушать расчудесные шанежки. У бабушки они были особенные, как и все вокруг. Так уютно тикают часы только у неё в доме, кружевные салфетки, дорожки, подзоры – словные сказки. Да и сама бабушка с румяными щеками и совсем волшебница: всё умеет, всё у неё получается таким вкусным, красивым. (читать далее)
Гвоздкова Ираида Федоровна
Трудовая деятельность учительницы Ираиды Федоровны началась с первых дней Советской власти. Многие ее ученики стали трудолюбивыми гражданами, как и сама учительница. За многолетний и упорный труд она была награждена орденом Ленина. Вспоминая прошлое, Гвоздкова говорила о тяжелой и беспросветной жизни женщин, лишенных прав на образование, труд, отдых и материальное обеспечение. В молодые годы Ираида Федоровна была определена в сиротский дом, открытый иркутскими купцами. Грубость и невежество царили в нем. Но, чтобы получить образование, у Ираиды Федоровны не было другого выхода. Несмотря на трудности, она успешно училась и только благодаря этому смогла попасть в гимназию и стать учительницей начальных классов. Про своих детей Ираида Федоровна говорила, что их жизнь была окружена повседневной заботой партии и правительства. Им созданы все условия для учебы, труда и отдыха. Старший сын, Виктор - летчик. По призыву партии работал председателем колхоза в селе Верх-Слюдянка Алтайского края и награжден орденом Трудового Красного Знамени. Второй сын, Владислав, имел законченное высшее образование и работал председателем колхоза имени Сталина нашего района и за свой честный труд также был награжден орденом Красного Знамени. -Учиться никогда не поздно,- говорила Гвоздкова.- Если мне не удалось своевременно получить высшее образование, то сейчас (будучи на пенсии) имею полную возможность наверстать упущенное и закончить учительский институт. [5]
Кустов Михаил Николаевич
Огромный вклад в дело просвещения внес учитель математики школы №1 Михаил Николаевич Кустов, кроме того, он преподавал еще в школе рабочей молодежи. Это был специалист высокого класса. У него не было учеников, которые бы не понимали его предмет. Когда приходили к нему из районо с инспекторской проверкой, они, как бы извиняясь, говорили, что пришли не проверять, а учиться у него работать. Из воспоминаний выпускницы 10 класса 1951 года Л. Меньшиковой: «Особенно напряженным было начало 1951 года. Занятиям отдавалось все свободное время. Сколько было написано сочинений на разные темы, сколько докладов было сделано о творчестве русских писателей и поэтов! А еще больше было решено математических задач. Все домашние задания по математике мы выполняли вместе, собираясь группами. Сами не знали покоя, и Михаилу Николаевичу не давали его. Где бы мы ни встретились – на стадионе, в клубе, в школе - всегда в центре нашей «кучи» Михаил Николаевич с карандашом в руках. Он разбирал решение очередной задачи, выявлял ошибки в наших ответах». [6]
Ровенский Василий Изотович
Как отличного педагога его знают и помнят очень многие бывшие его ученики. Молодые и такие, у которых, как и у него, голову посеребрила седина. И как забыть бывшим воспитанникам своего учителя Василия Изотовича Ровенского, почти четыре десятка лет бывшего бессменным директором средней школы поселка Яшкина. [7] Василий Изотович - большой общественник, был очень уважаемый в коллективе школы. Его видели на трибунах, с которых он проводил беседы с родителями, часто выступал перед общественностью поселка. Он был организатором и руководителем лекторской группы. Многие ученики Василия Изотовича давно стали учеными, инженерами, врачами, летчиками. Многие из них вынесли на своих плечах тяжесть Отечественной войны, героически сражаясь за Родину.[8] Партия и народ не забыли заслуг педагога. Он награжден высшей наградой Родины - орденом Ленина.[9]
Смагин Петр Алексеевич
«У него есть призвание!» - так говорят о человеке – умельце, о том, кто свою душу, сердце, всего себя отдает работе. Объяснял материал на уроках труда Петр Алексеевич легко и доходчиво. «Ну что же! Будем продолжать! Поймите, без труда, без упорной работы над собой вы никогда не будете хорошими рабочими», - так начинал свои уроки Петр Алексеевич. Он твёрдо был убежден в том, что все учащиеся могут справиться с программой, пусть не все на 4 и 5. Особенно если вовремя помочь, предостеречь от ошибки, заставить поверить в свои силы. Поэтому всегда на его уроке можно было услышать: « Не спеши, подумай, вспомни!»Нелегок был его путь в школу. Год 1942. Шестнадцатилетним пареньком пришел он в педагогическое училище, мечтал учить маленьких грамоте, арифметике. Часто представлял себя за учительским столом. Однако не скоро вошел он в класс. Началась война. Родине нужны были солдаты, и в марте 1944 году он ушел студент Смагин добровольцем на фронт. Воевал в 25-ой гвардейской отдельной танковой дивизии на 2-ом Прибалтийском фронте. Командовал разведкой в боях за взятие Риги. Попал на передовую в 44-м году. Под Ригу, второй Прибалтийский фронт. Перед этим — учился в Тюменском офицерском училище, но вместе с однокашниками просился отправить на фронт. Не молодеческое желание —горе и злость двигали. Получил известие — погиб отец, и как раз в Прибалтике. Отомстить!Отпустили с трудом. Но отпустили. Попал в разведроту 25-й танковой бригады. В разведку, фронтовики знают, брали смышленых, с хорошей реакцией людей. А было тогда Смагину неполных 19 лет. Танковая разведка могла хитро пройти через расположение врага, составить карту местности, проходы, укрытия. Танковая атака — особая, тщательная подготовка важна, чтобы было как можно меньше потерь, чтобы машины не застряли. Было всякое. Возвращались разведчики однажды к своим. Засекли их и трое суток скрывались в траншее, наполненной ледяной водой. Это—в ноябре. Когда все же вырвались — почти месяц провалялись в госпитале, отогревались. Может, это и осложнило лечение, когда получил ранение в ноги, отозвалось и во всей последующей жизни. Когда ранило, в госпитале, рассказывал Петр Алексеевич, врачи не надеялись спасти ступни. Да фельдшер, о котором сейчас он вспоминает с благодарностью, помог. Намазал ноги каким-то жиром, завернул в одеяла да еще и матрасами прикрыл. Болело так, что хоть криком кричи, а через сутки — пошло на улучшение.
17 октября 1944 года Петр Алексеевич был ранен, лечился в госпитале, затем был отправлен в запасной полк. Оттуда- во второй Гвардейский мотоциклетный Орденов Кутузова и Суворова полк на Дальнем Востоке. В 1945-50 годах принимает участие в ликвидации Японских группировок в Манчжурии. Демобилизовался, приехал в Новокузнецк, работал электромехаником, токарем. В 1956 году приехал в Яшкино и пошел работать преподавателем труда в среднюю школу №1. «Никогда не думал, что страшно идти на свой первый урок. Что детям сказать, как начать,- рассказывал он.- Не помню, как вел урок, чему учил, а вот звонок со своего первого урока запомнил. И так это запало в душу, что и сейчас слышу тот звонок». Очень скоро Петр Алексеевич понял, что знаний мало.[10] Поступил в 1959 году в Кемеровский пединститут. В 1964 году его закончил. Но с тех пор не прекращал учиться. Только теперь хорошо понял Петр Алексеевич, какое это великое дело для учителя – учиться делать многое своими руками.В 1973 году стал работать в СГПТУ-51 преподавателем спецтехнологии и электромеханики. Работать в училище и интереснее, и труднее. Здесь не только надо дать определенный минимум знаний, но и показать их практическую ценность, необходимость. [11]Прозвенит последний звонок – опустеет училище, но до вечера ведутся работы в кабинете электротехники: готовится к урокам Петр Алексеевич, что-то делают ребята, приходят за консультацией коллеги, и ведь, кроме этого, есть и много другой работы у члена политбюро, коммуниста П.А. Смагина, учителя по призванию. — "Фронтовых фотографий у меня нет. Не до того было. Да и фотографов у нас я что-то не припомню. Из кинохроники люди приезжали несколько раз, да где эти теперь пленки... "..А вот этот снимок сделан уже после войны, когда Петр Алексеевич Смагин служил на Дальнем Востоке. Совсем юное лицо, а за плечами уже столько...Его у нас знают многие и многие. Долго работал в школе №1 — знают выпускники этой школы. Затем в нашем профессионально - техническом училище — а тут уже ребята со всего района. Знают, как строгого, но справедливого педагога, с которым можно было говорить не только о своей учебе, но и просто откровенно, по душам, о жизни. Обращали, конечно, внимание, что прихрамывает, а потом стал и на трость опираться при ходьбе. Вот только мало кто знал, что это — отзвук фронтовой раны. О фронте, о себе на войне Петр Алексеевич рассказывал редко. — Другие от начала до конца войну прошли, а я всего-то — год с небольшим, считая и госпиталь. Не великие заслуги. Год с небольшим... Для кого-то и первый день бывал роковым на войне.
Сугоняко Ефим Филиппович
Народный учитель - это гордость общества. Мы по праву гордимся, что в нашей школе №1 29 лет проработал Ефим Филиппович Сугоняко, мастер своего дела. Это был удивительный человек и учитель. Он мог законы физики рассказать так просто и доступно, что всем все было понятно. Он вел так уроки, что ученики не могли отвлекаться на какие-то другие дела. Его очень уважали и учащиеся и в коллективе. Теперь уже трудно подсчитать, сколько поколений людей запомнили со школьной скамьи его имя. Все мы, от мала до велика, с глубокой признательностью и искренней благодарностью вспоминаем своих учителей. По тому, сколько теплых писем и сердечных поздравлений приходило в адрес Е.Ф. Сугоняко от его учеников, можно сказать, что этот учитель, этот человек вошел светлым лучом в сердце каждого своего воспитанника, стал его духовным наставником. В Ефиме Филипповиче ребята видели, прежде всего, человека умного, умеющего уважать других и себя. Он исключительно внимателен к ученикам. Е.Ф. Сугоняко никогда не перебивал ученика при ответе, и даже допущенные ошибки исправлял как-то по – особенному, мягко и корректно. Такое внимание рождало в учениках веру в свои силы, и даже самые невнимательные мальчишки преображались на уроках физики. Нравилась всем твердость, решительность характера Е.Ф. Сугоняко. Ни к одному делу, маленькому или большому, он не подходил формально. Ребята верили в его справедливость, он был для них самым большим другом. И его любовью на всю жизнь остались мальчишки и девчонки. Началась война. Ефим Филиппович с первых дней войны ушел на фронт. Дома оставил жену Веру, трехлетнюю дочку, вторая родилась уже без него, в августе 1941 года. Вера Михайловна с утра работала в школе, а после работы они всем коллективом учителей шли на железную дорогу грузить в товарники бревна, еще какие-то грузы – все для фронта. Страшно уставшая, возвращалась домой, а утром – снова в школу. Письма с фронта Ефим Филиппович писал регулярно. Его старшая дочь Э.Стародубцева, вспоминала: «А папа с фронта писал нам симоновское: «Жди меня, и я вернусь, только очень жди… И мы ждали. Ах, как мы ждали! Но вот однажды маме сказали, что через кого-то услышали, что папа погиб. Можно было не поверить – похоронки не было. Но нервы были так напряжены, что мама поверила. И вот помню, как мама шла в военкомат. Я стояла на мостике и смотрела, как она идет. Она то шла, то опускалась на колени, потом поднималась и снова опускалась…» Пройдя всю войну, получив ранение, с наградами на груди, вернулся Е.Ф. Сугоняко майским днем домой.
Как надо было любить жизнь, если даже на войне, где каждую минуту подстерегала смерть, Ефим Филиппович мечтал о послевоенной жизни. Вот строчки из одного его письма: «Надо определить, в чем счастье, к какой жизни мы должны стремиться, какие задачи ставить перед собой. Для нас, простых смертных, труд играет большую роль. Много времени проводим мы в труде. Надо сделать так, чтобы получать от этого духовное удовлетворение. Во время работы надо всего самого себя отдавать этому делу, быть передовым учителем. Это, на мой взгляд, первая задача».[12] Ефим Филиппович свою первую задачу – быть передовым учителем – выполнил! За свою профессиональную деятельность Заслуженный учитель РСФСР Е.Ф. Сугоняко, награжден высшей правительственной наградой страны - орденом Ленина.[13] После войны много времени уделял Е. Сугоняко общественной работе. В течение многих лет он был членом президиума райкома работников просвещения высшей школы и научных учреждений. Председателем местного комитета школы, а также довольно длительный период времени возглавлял партийную организацию школы. Ефим Филиппович вместе с женой Верой Михайловной все годы трудовой деятельности отдавали себя школе, ученикам. В своих сочинениях его ученики писали: «В какой школе есть такой Учитель?» Так и писали: с большой буквы! У каждого времени своя передовая. Нравственным компасом Е.Ф. Сугоняко был девиз: «Только вперед, только навстречу трудностям!» Все этапы его большого труда – пример беззаветного служения своему делу своей Родине.
Триппель Владимир Александрович
Родился в 1914 году в г. Маркса Саратовской области. В1934 году окончил там педучилище и проработал один год учителем начальной школы. В1935 году поступил в педагогический институт г. Энгельса Саратовской области и окончил его в 1939 году по специальности учителя истории. В 1940 году Владимир Александрович вступил в ряды Коммунистической партии и работал учителем истории, немецкого языка, был заведующим районным парткабинетом Марксовского района Саратовской области. С 1941 года работал в Яшкинском районе. (читать далее)