Среда, 03.07.2024, 10:39
Приветствую Вас, Гость
Уважаемые гости!Добро пожаловать на официальный сайт муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1 Яшкинского муниципального округа Телефон: 8-384-55-2-56-54 Факс: 8-384-55-2-63-88 Адрес электронной почты: school-1ja@mail.ru Сайт школы: //yash-1school.ucoz.ru
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Главная » Файлы » Мои файлы

Учитель стал фронтовиком
26.03.2022, 05:13

Смагин Петр Алексеевич

«У него есть призвание!» - так говорят о человеке – умельце, о том, кто свою душу, сердце, всего себя отдает работе. Объяснял материал на уроках труда  Петр Алексеевич легко и доходчиво. «Ну что же! Будем продолжать! Поймите,  без труда, без упорной работы над собой вы никогда не будете хорошими рабочими», - так начинал свои уроки Петр Алексеевич.

Он твёрдо был убежден в том, что все учащиеся могут справиться с программой, пусть не все на 4 и 5. Особенно если вовремя помочь, предостеречь от ошибки, заставить поверить в свои силы. Поэтому всегда на его уроке можно было услышать: « Не спеши, подумай, вспомни!»

Нелегок был его путь в школу. Год 1942. Шестнадцатилетним пареньком пришел он в педагогическое училище, мечтал учить маленьких грамоте, арифметике. Часто представлял себя за учительским столом. Однако не скоро вошел он в класс.

Началась война. Родине нужны были солдаты, и  в марте 1944 году он ушел студент Смагин добровольцем на фронт. Воевал в 25-ой гвардейской отдельной танковой дивизии на 2-ом Прибалтийском фронте. Командовал разведкой в боях за взятие Риги.

Попал на передовую в 44-м году. Под Ригу, второй Прибалтийский фронт. Перед этим — учился в Тюменском офицерском училище, Но вместе с однокашниками просился отправить на фронт. Не молодеческое желание — горе и злость двигали. Получил известие — погиб отец, и как раз в Прибалтике. Отомстить! Отпустили с трудом. Но отпустили. Попал в разведроту 25-й танковой бригады. В разведку, фронтовики знают, брали смышленых, с хорошей реакцией людей. А было тогда Смагину неполных 19 лет. Танковая разведка хитро пройти через расположение врага, составить карту местности, проходы, укрытия. Танковая атака — особая, тщательная подготовка важна, чтобы было как можно меньше потерь, чтобы машины не застряли.

Было всякое. Возвращались разведчики однажды к своим. Засекли их и трое суток скрывались в траншее, наполненной ледяной водой. Это—в ноябре. Когда все же вырвались — почти месяц провалялись в госпитале, отогревались. Может, это и осложнило лечение, когда получил ранение в ноги, отозвалось и во всей последующей жизни. Когда ранило, в госпитале, рассказывал Петр Алексеевич, врачи не надеялись спасти ступни. Да фельдшер, о котором сейчас он вспоминает с благодарностью, помог. Намазал ноги каким-то жиром, завернул в одеяла да еще и матрасами прикрыл. Болело так, что хоть криком кричи, а через сутки — пошло на улучшение.

17 октября 1944 года Петр Алексеевич был ранен, лечился в госпитале, затем был отправлен в запасной полк. Оттуда- во второй Гвардейский мотоциклетный Орденов Кутузова и Суворова полк на Дальнем Востоке. В 1945-50 годах принимает участие в ликвидации Японских группировок в Манчжурии. Демобилизовался, приехал в Новокузнецк, работал электромехаником, токарем.

В 1956 году приехал в Яшкино и пошел работать преподавателем труда в среднюю школу №1. «Никогда не думал, что страшно идти на свой первый урок. Что детям сказать, как начать,- рассказывал он.- Не помню, как вел урок, чему учил, а вот звонок со своего первого урока запомнил. И так  это запало в душу, что и сейчас  слышу тот звонок».

Очень скоро Петр Алексеевич понял, что знаний мало. Поступил в 1959 году  в кемеровский пединститут. В 1964 году его закончил. Но с тех пор не прекращал учиться. Только теперь хорошо понял Петр Алексеевич, какое это великое дело для учителя – учиться делать многое своими руками.

В 1973 году стал работать  в СГПТУ-51 преподавателем спецтехнологии и электромеханики. Работать в училище и интереснее, и труднее. Здесь не только  надо дать определенный минимум знаний, но и показать их практическую ценность, необходимость.

Прозвенит последний звонок – опустеет училище, но до вечера ведутся работы в кабинете электротехники: готовится к урокам Петр Алексеевич, что-то делают ребята, приходят за консультацией коллеги, и ведь, кроме этого, есть и много другой работы у члена политбюро, коммуниста П.А. Смагина, учителя по призванию.

— Фронтовых фотографий у меня нет. Не до того было. Да и фотографов у нас я что-то не припомню. Из кинохроники люди приезжали несколько раз, да где эти теперь пленки...

         ..А вот этот снимок  сделан уже после войны, когда Петр Алексеевич Смагин служил на Дальнем Востоке. Совсем юное лицо, а за плечами уже столько...

Его у нас знают многие и многие. Долго работал в школе №1 — знают выпускники этой школы. Затем в нашем профессионально - техническом училище — а тут уже ребята со всего района. Знают, как строгого, но справедливого педагога, с которым можно было говорить не только о своей учебе, но и просто откровенно, по душам, о жизни. Обращали, конечно, внимание, что прихрамывает, а потом стал и на трость опираться при ходьбе. Вот только мало кто знал, что это — отзвук фронтовой раны. О фронте, о себе на войне Петр Алексеевич рассказывал редко.

— Другие от начала до конца войну прошли, а я всего-то — год с небольшим, считая и госпиталь. Не великие заслуги.

Год с небольшим... Для кого-то и первый день бывал роковым на войне.

 

Категория: Мои файлы | Добавил: adminSO
Просмотров: 95 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0