Воскресенье, 28.04.2024, 18:21
Приветствую Вас, Гость
Уважаемые гости!Добро пожаловать на официальный сайт муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1 Яшкинского муниципального округа Телефон: 8-384-55-2-56-54 Факс: 8-384-55-2-63-88 Адрес электронной почты: school-1ja@mail.ru Сайт школы: //yash-1school.ucoz.ru
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Глава 2. Любовь в годы войны

        Говоря о войне, наше сердце замирает, и его пронизывают будто тысячи мелких иголочек. Оно тревожит наши души. Нам сразу же представляется тот ужас и страдания войны, которые пережили наши предки. Они уходили на войну совсем юными. После заявления Советского правительства о вероломном нападении фашисткой Германии на нашу Родину в военкоматы, райкомы комсомола от юношей и девушек – учащихся – поступали тысячи заявлений с просьбой о добровольном направлении в действующую армию. Шла жестокая война… они мужественно, отважно, смело, бесстрашно, не щадя себя, вместе со всеми – защищали нашу Родину. Война разлучила тысячи семей. Вся надежда была на почту, которая помогала найти близких в тылу и на фронте.

Ежедневно уходили на фронт тысячи писем и посылок. Не меньше шло писем с фронта – в города и сёла, туда, где остались близкие люди. Немало сложено стихов и писем о любви в военные годы, сняты замечательные кинофильмы, но главным подтверждением существования любви в годы войны являются фронтовые письма. Конверт-треугольник – обычный тетрадный листок, сначала загнутый справа налево, потом слева направо. Оставшаяся полоса бумаги вставлялась, как клапан, внутрь треугольника. Готовое письмо не заклеивалось – его должна была прочитать цензура, почтовая марка и конверт были не нужны, адрес писался на наружной стороне листа. О чем думал солдат, когда, склонившись над листком бумаги, торопливо сочинял письмо домой – родителям, жене, невесте? Конечно, о семье, о товарищах, о войне.

Он спешил поделиться своими радостями и горестями, бедами и победами, спешил рассказать о солдатском своем житье. Главная его забота -успокоить близких, сообщить, что жив – здоров, воюет, бьет врага, и заверить, что вернется с победой.

Беневоленский Александр Константинович

После окончания школы в 1929 году Александр Константинович был направлен на работу заведующим Верхне-Шубинской школой Тайгинского района, а затем – заведующим Ботьевской школой Тайгинского района. С 1934 года он был переведен на работу в Тутальскую школу, откуда и был призван на фронт в 1942 году. [15]Таким образом, Александр Беневоленский начал работать учителем, когда ему едва  исполнилось 18 лет.[16] Сестра Ольга вспоминала, что «Профессия  учителя была его любимой. Он очень любил детей, и они чувствовали это… Когда он ездил на курсы по повышению квалификации, мне пришлось замещать его. Меня поразила необычайная организованность и самостоятельность его учеников в классе. Перед началом урока, еще до звонка, в классе была тишина. Ребята сами спокойно рассаживались по местам, готовили место к уроку, а затем начинали обсуждать или трудную задачу, или заметки в газетах, или прочитанные книги. В классе на уроке царила деловая атмосфера. По-моему, это объяснялось его умением организовать учеников, умением понять интересы детей, любовь к ним. Брат никогда не повышал на детей голоса, обращался с ними как с младшими товарищами».[17] Весть о начавшейся войне с Гитлером потрясла страну. На запад уходили эшелоны с тысячами мобилизованных. В 1942 г. на фронт ушли учителя Тутальской школы Александр Беневоленской и Владимир Блажнов.  Беневоленскому будет суждено участвовать в обороне Сталинграда, Курска, Красноуфимска и многих других городов и сел, но в редкие минуты тишины между боями его мысли каждый раз возвращались в стены родной школы.

В одном из писем с фронта в сентябре 1942 года своей коллеге Л. Курлени Александр Константинович писал: « Вчера утром вышел на улицу, а по ней малыши бегут с сумочками, ранцами, портфелями, такие возбужденные, радостные, захлебываясь, рассказывают друг другу свои летние впечатления и торопятся в школу. Увидев эту картину, живо вспомнились прожитые годы, как в этот день мы начинали свой трудовой год, и защемило как-то сердчишко, все же эта работа была моей любимой, придется ли еще когда-нибудь поработать на ней? Мне кажется, что нет. Как вы там со своими питомцами начали заниматься? Взяли ли твоих деток в Тутальскую школу? Если нет, то хватишь ты с ними горя, т. к придется организовывать подвоз на лошадях в Поломошинскую школу, а это сопряжено с большими хлопотами. Как укомплектовали школу учителями, особенно учителями начальных классов? …Пиши мне о всех учебных делах школы и детдома, они так интересуют меня, кажется давно бы и думать не надо, а нет, все себя считаю как бы членом коллектива и переживаю каждые недочеты и достижения в работе этих учреждений».[18]

Учитель стал фронтовиком, но он остался для своих учеников по-прежнему учителем. Они рассказывали ему о своей жизни, просили совета, делились радостью, давали ему клятвы… Он был их совестью. «В дни, когда Вы, дорогой Александр Константинович, не щадя своей жизни защищаете каждый метр советской земли, мы клянемся Вам учиться на «хорошо» и «отлично», быть дисциплинированными, помогать фронту. Мы своей пионерской теплотой согреем детей фронтовиков, будем помогать им в учебе и в чем они будут нуждаться. Только вы, дорогие защитники наши, громите скорее ненавистного всему советскому народу врага. Пусть они знают, что в наших  пионерских сердцах горит великий костер ненависти к ним».[19]

Ребятам хотелось самим расплатиться с врагом за сожжённые города и села, за горе советских людей. Но фронт не для детей. И они по-другому стали бороться с врагом. Собирали деньги на авиаэскадрильи, на бронетанковые колонны, собирали и  перечисляли деньги в фонд обороны. Учитель понимал, какое важное воздействие на ребят имеют слова фронтовиков. Он поддерживал в ребятах это стремление как можно больше сил вложить в победу над врагом. И одно его письмо поможет почувствовать любовь Александра  Константиновича к детям, понимая, как хочется знать ребятам все детали фронтовой жизни, учитель подробно описывал обстановку, в которой живет и воюет.

Он словно вместе с ними размышляет, делает важный вывод о непобедимости советского народа. «Здравствуйте, дорогие и всегда любимые мною ребята! Час назад, отдыхая после боевого дня, сидя в тепло натопленной землянке, освещаемой керосиновой коптилкой, сделанной из гильзы, ведя разговоры об итогах  боевого дня, вспоминали родные края, своих родных, близких и знакомых, свои оставленные места работы, с нетерпением ожидали нашего любимого в части бойца-письмоносца, который несмотря ни на какие трудности, утром и вечером приносит нам газеты, письма…Открывается дверь, и вместе с клубами холодного морозного воздуха в землянку входит письмоносец. Он вручает нам пачку газет и несколько писем. Мне подает письмо. Адрес написан детским почерком, я сразу догадываюсь, что письмо написано коллективом моих бывших учащихся. 

С волнением открываю конверт и убеждаюсь в правильности моих предположений. Большое вам спасибо, ребята, за ваше письмо, за память обо мне, своем бывшем «сердитом учителе». Я с большим вниманием прочитал ваше письмо, а  потом мои товарищи попросили почитать его вслух, что я и сделал. Они тоже остались довольны тем, что в глубоком тылу наши маленькие товарищи помнят о нас, шлют нам свой пионерский привет, Ваши теплые слова, ваши пожелания очень дороги для нас. Они согревают нас, поднимают наш боевой порыв, зовут нас в бой по уничтожению подлого врага…».[20]

Трогательны письма солдатам, где ребята рапортуют о своей работе. Как дороги были эти письма фронтовикам! Фронтовые письма – это надежда, страх, радость.  Каждое письмо, весточка родным, близким, женам, детям, невестам, что их жених, брат, муж, отец жив.[21], [22], [23]

К сожалению,  Александр Беневоленский  погиб в 1943 году, защищая поселок Шевченково, что в Харьковской области. Последнее письмо Александра Константиновича мама Таисия Александровна получила через месяц после его гибели: «  Шлю привет с Украины, края когда-то богатого и цветущего, а нынче разграбленного и разоренного немецкими гадами, которым удалось похозяйничать здесь всего несколько месяцев, а оставили они неизгладимую ненависть к себе, к своим порядкам и законам. Мало побыли они здесь, а нанесли большой урон сельскому хозяйству, промышленности, транспорту, оставили зияющие язвы, для заживления которых потребуется много времени и народных сил со средствами… Как поживаете Вы? Каково Ваше здоровье?... Какова нынче весна? Что нового в Тутале? Думаете ли Вы нынче садить огород и картофель?». [24]

Именем Александра Беневоленского  названа одна из улиц на станции Тутальской. 

          Курлени Любовь Николаевна

Из нашего района ушло на фронт свыше  четырех тысяч добровольцев, среди них был коллега и жених Любови Николаевны – Александр Беневоленский.Любовь Николаевна Курлени родилась на ст. Тутальская в 1917 году. Из многодетной семьи, была по счету последним, четырнадцатым ребенком. Мать ее – Юлия Александровна Курлени, отец – Николай Николаевич Курлени. Они приехали из Белоруссии. Отец пел в церковном хоре до революции, работал на железной дороге, мать – домохозяйка.  Любовь Николаевна закончила учительские курсы. Принимала участие в ликвидации беспризорничества. На ст. Тутальской определяли детей в детский дом. Перед войной переехала в поселок Яшкино, работала в школе № 1 учителем.Во время войны Курлени стала директором детского дома, который располагался в п. Яшкино. Из воспоминаний Л. Н. Курлени « Ленинград стоял насмерть. Родина была с ним и поддерживала город, чем могла. Дорога жизни, проложенная по ладожскому льду, давала боеприпасы и хлеб. Но самое дорогое  - дети. Десятки тысяч детей, нужно было вывести из осажденного Ленинграда. 200 детей приехали к нам в Яшкино из города-героя. 70 из них – дошкольного возраста…». Все они были худы, измождены, многие не могли ходить из-за истощения и долгого пути. Их разместили в деревянном здании, оно располагалось в центре поселка, примерно там, где сейчас находится здание администрации и суда. За этими детьми требовался особый уход. Их нельзя было накормить, сразу дав нормальную порцию еды, т.к. это могло привести к заболеванию и даже смерти. Весь персонал детского дома на первых порах занимался тем, что кормил и ухаживал за ними. Пищу приходилось давать через 2-3 часа, очень небольшими порциями, некоторым детям не более двух-трех чайных ложек, при каждом приеме пищи.[25]

Благодаря такому уходу все дети выжили. Когда они все смогли ходить, перед руководством детского дома встали другие задачи. Всех учеников нужно было отправить в школу учиться. Необходимо решить проблему с отоплением, а оно было печным. Топили в основном дровами, угля давали очень мало. Райком партии выделил детскому дому лошадь, телегу, сани, а также участок леса за Комсомольским прудом для заготовки дров.

В их заготовке участвовали сотрудники и воспитанники детского дома. Кроме того, детскому дому был выделен участок земли в 4 га  для огорода. На нем собственными силами выращивали овощи – картофель, капусту, морковь, свеклу, репу. Это давало возможность хотя бы частично решить проблему продовольствия. В летнее время ходили в лес, собирали ягоды, грибы. По мере возможности делали заготовки на зиму.

Коллектив детского дома не забывал и о том, что необходимо заниматься воспитанием детей. Многие дети находились в состоянии психологического стресса, т.к. почти все пережили потерю своих родных и близких людей. Поэтому чтобы вывести детей из этого состояния, сотрудники детского дома старались нагрузить детей как физической, так и умственной работой, отвлечь их от мрачных мыслей.

Воспитанники детского дома были участниками художественной самодеятельности, готовили различные праздники, конкурсы, выпускали стенгазеты к праздникам, хотя с бумагой было очень тяжело. Все это помогало вернуть детей  к нормальной жизни. Из воспоминаний Л.Н. Курлени «Ежедневно в детский дом приходили пачки писем из Ленинграда – от родителей. Мы, воспитатели, были в ответе перед ними за их детей. Писали ответы, не задерживая ни одного…».

После окончания войны большинство воспитанников вернулись в родной Ленинград. Некоторые остались в Сибири и разъехались по ее необъятным просторам. Томск, Кемерово, Новосибирск, Юрга – вот далеко не полный список, где жили и живут воспитанники детского дома.[26]

Многие воспитанники очень долго не прерывали связь с Любовью Николаевной, писали ей письма, присылали открытки к праздникам, рассказывали о том, как живут их дети и внуки. Иногда просили совета. Любовь Николаевна помогала, чем могла ведь она сама стала для них настоящей и единственной мамой.

Любовь Николаевна Курлени после известия о смерти своего жениха Беневоленского Александра Константиновича вышла замуж за Михаила Андрияновича Шестова, но ее семейное счастье было совсем недолгим. В 1947 году он умирает. В 1945 году у них родилась дочь - Ольга, а сын Михаил родился через  несколько месяцев после смерти своего отца Михаила Андрияновича  и видел его только на фотографиях.

После этого Любовь Николаевна оставила попытки хоть как-то устроить свою личную жизнь. Потеря дорогих и любимых людей за такой короткий период времени была слишком тяжелой и на всю жизнь  оставила не заживающий след в ее душе. Главным в ее жизни стала работа в школе №1 учителем начальных классов. Многие жители нашего поселка были ее учениками и помнят ее как одного из лучших учителей своего времени.

Война имеет очень долгие отголоски. Через много лет после ее окончания у Любови Николаевны произошла встреча с ее бывшим учеником Ильей Гуленко. Он наш земляк, прошел войну, получил звание Героя Советского Союза. Эта встреча произошла в школе №1 в 1984 году, для обоих она оказалась неожиданной и незабываемой.[27]

Воевали на фронте выпускники сибирских школ. Преподаватели,  и те, кто в годы войны еще сидел за партой, тоже участвовали в общенародной борьбе с врагом. Отправлялись на фронт новые танки, самолеты, корабли флота и в них была частица труда Яшкинских школьников и их учителей. Фронтовые посылки, письма согревали бойцов, вдохновляли их на бой с врагом. Школа работала на победу!